Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Димитрий, игумен Прилуцкий,
Вологодский, преподобный

religiya1.jpgПреподобный Димитрий родился в начале XIV века в селе Веслево под Переславлем-Залесским, где отец его (купец Покропаев), человек богатый, вёл довольно значительную торговлю.

Когда мальчик достиг школьного возраста, родители начали укреплять в нём христианскую настроенность. Димитрий усваивал церковные грамоты, читал богослужебные книги и Священное Писание - по преимуществу Псалтырь. Всё более он удалялся от шумных детских игр, избегал услуг и почёта, которыми окружала его домашняя челядь. Чем дальше шло время, тем чаще он прибегал к чтению Священных книг и богомыслию, взгревал в сердце любовь к Богу.

Видя суету всего мира и тленное земное житие, вспоминал он слова Христа в святом Евангелии: "Если кто оставит отца и мать, жену и детей, братьев и сестёр, дома и своё богатство имени Моего ради - во сто крат получит и унаследует жизнь вечную". Отвергнув все красоты мира, оставив дом отца, Димитрий принял пострижение в Переславском монастыре Святой Богородицы, именуемом Горицким (Предполагают, что монастырь основан в первой половине XIV века. В 1744 году, когда в Переславле учреждена была епархия, Горицкий монастырь сделан кафедральным, в 1788 году, со времени закрытия Переславской епархии, обращён в градский собор. С 1883 года в монастыре разместилось духовное училище).

Служил он монастырской братии с послушанием и смирением, пребывая в молитве день и ночь. Многие даже удивлялись его терпению, смиренномудрию и простоте. За многие добродетели, получив сан священника, Димитрий решает построить общежительный монастырь. Оставив Горицкую обитель, Димитрий ушёл на болото, и там поставил церковь во имя святого Николая чудотворца (Никольский монастырь, с 1898 года женский).

В дни игуменства в Никольском монастыре у Димитрия завязалась искренняя дружба с преподобным Сергием Радонежским, подвизавшимся в 60 верстах от Переславля в дремучих лесах. Димитрий любил приходить в монастырь Живоначальной Троицы к Преподобному Сергию для взаимной молитвы и назидательной беседы.

Слава о подвижнической жизни преподобного Димитрия дошла не только до мирян, ищущих пострижения, иноков из других монастырей, но и до самого Великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Князь просил подвижника быть восприемником при крещении одного из своих сыновей. После чего Великий князь с честью отпустил игумена, богато одарив его.

Избегая людской славы, Димитрий решил оставить родную обитель. Взяв с собой одного только любимого ученика Пахомия, преподобный покинул Переславль и направился на глухой лесистый север. Путники достигли реки Лежи (правый приток реки Сухоны) и здесь, верстах в 20 от Вологды, они устроили себе хижину. Преподобный и его ученик поспешили освятить новое поселение, построив своими руками небольшую церковь в честь Воскресения Христова.

Но когда жители соседнего села Авнеги узнали, что в их лесах поселились иноки и уже построили храм, то пришли в смущение. С ропотом недовольства они попросили преподобного оставить их область и перейти на другую сторону.

Почитая их требование за указание Промысла Божьего, преподобный Димитрий не стал прекословить: он покинул берега Лежи и летом 1371 года пришёл с учеником в Вологду. Для обители он избрал место на повороте реки Вологды к северо-западу. Земля здесь принадлежала двум крестьянам, жителям ближайшего села Прилуцкого - Илие и его другу Исидору. По просьбе преподобного Димитрия они сдали ему участок земли, нужный для построения обители. При построении храма и обители каждый помогал как мог: кто давал деньги, кто лес, кто предметы, необходимые для храма и монастыря. Так очень скоро построена была церковь и 1 августа 1371 года освящена во имя Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и в честь Животворящего Креста, потому что в Вологде, довольно богатой церквями, не было храма в честь Происхождения честных древ Креста Господня (1 августа Православной Церковью совершаются два торжества, различных по своему происхождению: 1. Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня и 2. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице).

В вологодских пределах Спасо-Прилуцкая обитель была первым монастырём со строгим общежительным уставом. Она находилась при большой дороге в Устюг, Пермь Великую и к Белому морю. Такое положение монастыря побудило подвижника развить в широкой степени странноприимство. И здесь преподобный Димитрий подавал пример братии: "нагим - одежда, печальным - утешение; бедным помогая и от напастей изымая, больных молитвою исцеляя, должников выкупая и сам долги отпуская". Свою деятельность милосердия преподобный не ограничивал пределами монастыря: нередко он покидал обитель для ходатайства печалования в городе перед властями за обиженных и угнетённых. Преподобный защищал и рабов от насилия господ, прибегая не только к увещеваниям, но в случае необходимости и к обличениям.

Почувствовав свою скорую кончину, Димитрий назначил себе приемника - Пахомия. И в ночь на 11 февраля 1392 года Преподобный Димитрий преставился. Это произошло в дни правления Великого князя Василия Димитриевича, при Московском Митрополите Киприане, за семь с половиной месяцев до кончины своего духовного друга - Преподобного Сергия Радонежского.

Гроб его по милости Божьей явился источником многих благодатных чудес и исцелений.

В 1417 году вятчане, отделившиеся от Московской Державы, напали на Вологду, тогда ещё не защищённую стенами. Разрушая и грабя окрестные селения, они пришли в Спасо-Прилуцкий монастырь и стали его грабить. Более наглые не постыдились войти даже в сам храм, и один из них, сдирая ризы со святых икон, коснулся гроба преподобного, желая снять покров. Но тотчас же невидимой силой Божьей святотатец был отброшен на церковный помост. Оцепеневший лежал он среди своих товарищей, пораженных его неожиданной и грозной смертью. Когда предводители восставших вятчан узнали о наказании Божьем, постигшем грабителя, то почувствовали великий страх: они приказали отпустить всех монастырских пленных и, никому уже более не вредя, отправились домой. Но немногие из них достигли родины - большинство нашло смерть на неустроенных и опасных лесных дорогах. Долго вятчане помнили о страшном чуде преподобного Димитрия: спустя некоторое время после нападения их на Вологду они прислали в Спасо-Прилуцкую обитель щедрую милостыню с иноком её Закхеем, который был в их стране.

Местное празднование преподобному Димитрию в Спасо-Прилуцком монастыре установлено было, вероятно, с 1409 года, когда начали твориться при гробе его чудеса. К концу XV века празднование преподобному стало уже не только епархиальным, но и общерусским.

Иеромонах Иерофей
(в миру Никандр Арсеньевич Глазков)

Родился 27 октября 1889г. в д. Панкратово Лежской волости Вологодского уезда и губернии в семье крестьянина. Он окончил курс земского начального училища. В 19 лет Никандр поступил в число братии Павло-Обнорского монастыря. В обители проходил послушание хлебопёка и пономаря. Послушник Никандр был пострижен в мантию в 1919г. с именем Иерофей. В 1920г. монах Иерофей был рукоположен в иеродиакона священномучеником Александром, архиепископом Вологодским. С 1921г. по 1921гг. он проходил послушание ризничного. В 1925г. отец Иерофей был переведён в г.Любим, где 25 мая рукоположен в иеромонаха Епископом Любимским Сергием с назначением настоятелем кладбищенской церкви Введения Пресвятой Богородицы.

В 1930г. иеромонах Иерофей был арестован, заключён в тюрьму, осуждён и приговорён к пяти годам лишения свободы. В марте 1935г. вернулся на прежнее место служения.

27 июля 1937г. отец Иерофей был арестован и отправлен в Ярославскую тюрьму. От него требовали показаний о духовенстве. Дать их священник категорически отказался.

19 августа 1937г. иеромонах был приговорён к расстрелу и 4 сентября 1937г. расстрелян.

Иеромонах Иерофей был реабилитирован 26 апреля 1989г.

Иннокентий Комельский, Вологодский
(в миру князь Охлябинин), преподобный

religiya2.jpg Преподобный Димитрий родился в начале XIV века в селе Веслево под Переславлем-Залесским, где отец его (купец Покропаев), человек богатый, вёл довольно значительную торговлю.В 1764 году, в тяжёлое время татарских нападений жития святых по большей части утратились, так что о преподобном Иннокентии - ближайшем ученике и спутнике Нила Сорского можно сказать весьма немногое. Преподобный Иннокентий был сын боярина Охлебинина и родственник князей Хворостининых. Он принял монашество в монастыре преподобного Кирилла Белозерского, но где и когда родился, когда был пострижен, и что побудило его принять иночество - неизвестно. Хотя в то время в монастырях мало обращали внимание на мирское звание и происхождение постригаемых и часто люди низкого, безвестного рода начальствовали над бывшими князьями и боярами. Боярский сын был поручен наставлению инока так же благородного происхождения - Нилу Майкову - образованнейшему человеку своего времени и самому строгому подвижнику, желавшему довести современное ему иночество до высоты жизни и совершенства древних подвижников Египта и Палестины.

Иннокентий скоро приобрёл навыки в иноческой жизни, а своим старанием во всём подражать преподобному Нилу он снискал себе его любовь и доверие. Вскоре Нил оставил монастырь и вместе со своим учеником отправился в далекое и трудное странствие на восток для практического изучения тамошней иноческой жизни. После нескольких лет пребывания на Афоне, и в других местах, проведённых в изучении писаний и жизни тамошних подвижников, учитель и ученик, обогащённые духовной мудростью, возвратились на Белое озеро.

Нил как почитатель подвижнической жизни тосковал из-за многолюдья Кирилловой обители и, видя нарушение порядка, заведённого в ней, в своё время преподобный Кирилл покинул её и поселился в уединенной келье за монастырской оградой. Тут близ прославленного гроба преподобного Кирилла и под покровом его обители они решили проводить жизнь подобно афонским келлиотам, но любовь к пустынножительству слишком глубоко запала в душу преподобного Нила, он скоро оставил монастырскую келью и ушёл с Иннокентием в непроходимый лес на речку Сорку за 15 верст от монастыря.

Преподобный водрузил там крест, поставил себе малую келью и выкопал близ неё колодец. Недалеко от него, так чтобы можно было подавать друг другу голос (по обычаю скитов палестинских) поставил себе келью и спутник его Иннокентий, а впоследствии и другие отшельники.

Они трудились и молились каждый в своей келье и только по субботам, воскресеньям и праздникам собирались в храме. Чтобы дать братии руководство в келейной жизни и в борьбе с помыслами, мудрый наставник написал 11 глав или наставлений, показывающих его опытность в духовной жизни и знание человеческого сердца.

Преподобный Иннокентий много лет подвизался в Сорском скиту, строго следовал наставлениям и примеру своего учителя, так что сам служил примером для немногочленного скитского братства (всё скитское братство преподобного Нила состояло только из иеромонаха, иеродиакона и 12 старцев). Однажды преподобный Нил, видя, что ученик его созрел для наставнических трудов, старец приказал Иннокентию держать путь в Вологодские земли и создать там свою обитель. Как сын послушания преподобный Иннокентий не решился ничего сказать ему вопреки, почитая слова старца за указание Промысла. Достигнув Комельского леса, он проник в самую глушь его и поставил себе келью на реке Еде, верстах в 10 от реки Нурмы. Это было в 1491 году, когда на южной стороне леса находились уже три иноческие обители. Не долго преподобному Иннокентию привелось жить в пустынном уединении, мало помалу один за другим стали приходить к нему люди, желавшие разделять с ним пустынные труды. Преподобный принимал их с любовью, как отец своих детей. Сначала они подвизались каждый в своей келье, по подобию Нилова скита, но когда число приходящих стало умножаться, преподобный Иннокентий построил церковь во имя ангела пустыни Святого Иоанна Крестителя и завёл самое строгое общежитие.

Тридцать лет преподобный Иннокентий подвизался в устроении общежития на Еде. Учением и собственным примером он направлял братию к борьбе с помыслами, к умному деланию и к жизни духовной.

Блаженная кончина преподобного Иннокентия последовала 19 марта 1521 года. В 1538 году казанские татары нечаянно напали на пустыню Иннокентия, сожгли церковь и кельи, трёх старцев - учеников преподобного и многих пустынников убили, других взяли в плен, только некоторые спаслись бегством. Но вскоре монастырь был возобновлён и существовал до 1764 года, имея в последнее время до 428 душ крестьян.

Мощи преподобного Иннокентия находились под спудом в каменной приходской Благовещенской церкви, заменившей монастырь.

Богословский Константин Александрович

Родился 17.02.1871г. в селе Борисоглебском Грязовецкого уезда Вологодской губернии в семье потомственных священников. Образование получил в Вологодском духовном училище, затем - в Вологодской духовной семинарии, по окончании которой за отличные успехи направлен в Казанскую духовную Академию, которую закончил в 1895г. с отличием, со степенью кандидата богословия.

Преподавал в Вологодской духовной семинарии, вёл активную церковно-общественную деятельность. В 1907г. назначен смотрителем Великоустюжского духовного училища, был рукоположен в сан священника. Возглавлял училище до его ликвидации в 1918 году, совмещая с преподавательской деятельностью в Духовном и Епархиальном училищах г. Великого Устюга. Был Председателем Совета Епархиальных училищ Епархии, членом Священного Синода, принимал участие в Поместных Соборах Русской Православной церкви. Награждён был Митрой и орденами.

Одним из первых поддержал идею создания Древнехранилища в г. Великий Устюг, которое возглавлял с 1909 по 1919 годы.

1марта 1921г. Богословский К.А. был арестован и сослан на Соловецкие острова, где провёл около 5лет. После возвращения из ссылки продолжал служить священником в церквях гг. Великого Устюга и Вологды.

В июне 1937г. он был вновь арестован и приговорён к расстрелу. Приговор приведён в исполнение 2 октября 1937г.

9 марта 1970г. Богословский К.А. был полностью реабилитирован.

Канонизирован как священномученик в августе 2000 г.

Преподобный Корнилий Комельский

religiya3.jpg Происходил из знатного рода ростовских бояр Крюковых. Будучи ещё 12 летним отроком, он оставил родительский дом и начал подвижническую жизнь инока в Белозерской пустыни. Затем много паломничал по монастырям и пустыням. Переходя из леса в лес, он пришёл в вологодские приделы и в 1497 г. остановился в Комельском лесу на берегу р. Нурмы в хижине, построенной разбойниками. Много лишений, трудов и опасностей испытал преподобный, но остался терпелив и твёрд в своей надежде на Бога. Молва о нём распространилась вокруг, и к нему стали стекаться иноки. Вместе они построили деревянную церковь в честь Введения во храм Богоматери, и сам старец Корнилий был рукоположен во священника и определён настоятелем обители. Корнилий написал "Устав" иноческого жития, который занимает 3 место в числе Уставов русского происхождения.

Новообоснованная обитель достигла быстрого процветания. Она пользовалась большим расположением со стороны московских великих князей и царей наделявших её богатыми имениями и вотчинами.

Является основателем двух монастырей - Комельского в Вологодской губернии и Геннадиевского - в Ярославской.

В 1538 г. прп. Корнилий мирно скончался 82 лет от роду и был погребён в основанной им обители.

Логгин Коряжемский, преподобный

religiya4.jpg В первой половине XVI века, в среде многочисленного братства Павлообнорского монастыря, жил инок Логгин. Он прибыл в монастырь в молодых годах, прошёл длинный ряд различных послушаний, дожил до старческих седин и приобрёл немалый опыт в иноческой жизни, так что все стали относиться к нему с особым уважением.

Был у него друг и собеседник в Корнилиеве монастыре инок Симон, уроженец Сольвычегодский, подобно ему старавшийся угодить Богу. Беседуя с Логгином, Симон часто вспоминал свою родину, где, по его словам, было много мест весьма удобных для отшельнической, безмолвной жизни. Стремление к отшельнической жизни усиливалось более и более в душе обоих друзей, уже начавших тяготиться многолюдством общежития и возрастающим к себе от иноков почётом и уважением, оттого их мысли чаще и чаще останавливались на жизни уединенной.

Два друга, оставили свои монастыри и пошли искать себе место для жительства, где бы можно было всецело посвятить себя на служение Богу. Достигнув Сольвычегодска, странники на некоторое время остановились в тамошнем Борисоглебском монастыре, но жажда пустыни стала здесь томить их ещё сильнее и заставила снова отправиться в путь. Выйдя из города, странники пошли вверх по левому берегу реки Вычегды и, дойдя до устья реки Коряжемы, остановились на берегу её, в глухом лесу, в 15 верстах от Сольвычегодска. Логгину понравилось это пустынное место, и он решил навсегда остаться тут. Не противоречил тому и спутник его Симон. Помолившись Богу оба начали рубить лес и расчищать место, на котором общими силами построили сначала келью, а потом и часовню.

Блаженный Симон не долго пробыл вместе с Логгином, после того, как помог старцу устроиться, он оставил его и пошёл далее вверх по Вычегде, на реку Сойгу, за 60 вёрст от Коряжемы. Логгин остался один и предался богомыслию, дни и ночи проводя в непрестанных молитвах и псалмопении.

Скоро весть о нём разнеслась по окрестности и к нему стали приходить люди, желавшие разделять с ним пустынные труды. Напрасно старец старался поначалу всем отказывать, представляя трудность жизни в пустом месте, совершенное неимение средств к пропитанию и своё желание жить одному в уединении и безмолвии. Первоначально построенная им часовня уже не могла вмещать в себе всех поселившихся с ним пустынников, и необходимо было позаботиться о построении молитвенного храма более просторного. Он построил храм во имя святителя Николая, трапезу и прочие необходимые для общежития службы, таким образом, составилась обитель Коряжемская, и сам блаженный старец был первым её игуменом.

Придя на Коряжему в преклонном возрасте, уже украшенный сединой, преподобный Логгин недолго пожил к своей новой обители. Как будто для того именно и вызван был Промыслом на пустынные берега Вычегды, чтобы устроить здесь иноческую обитель и, по устроении её, переселиться в обитель вечную. Блаженная кончина его последовала 10 февраля 1540 года при архиепископе ростовском Досифее. Умирая, старец заповедал ученикам своим похоронить его при входе в храм у самого церковного крыльца, чтобы все идущие в церковь и из церкви попирали его могилу. Так смиренная душа, избегавшая славы человеческой при жизни, не хотела её и после смерти. Много дивных чудес совершалось при гробе преподобного Логгина.

Служба преподобному Логгину составлена в XVII веке Александром, епископом вятским и великопермским. По штатам 1764 Николаевский Коряжемский монастырь поставлен в третьем классе, но в 1863 году приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю.

Павел Обнорский (Комельский),
ученик преподобного Сергия Радонежского, преподобный

religiya5.jpg Великий угодник Божий и чудотворец Павел Обнорский (Комельский) родился в 1317 году в Москве и по рождению принадлежал к благородной и благочестивой семье. С детства отличался кротостью и смиреньем, в молодые годы свои он постоянно посещал церковные службы и внимательно слушал церковные молитвословия.

Тайно оставив дом родителей, он удалился на Волгу в обитель Рождества Христова и на 22 году рождения принял на себя иноческое пострижение. Это было в 1388 году при Московском митрополите Феогносте.

Затем Павел оставил Рождественский монастырь и направился в Радонежские леса. Преподобный Сергий принял странника с великой любовью и со всем усердием начал руководить его по пути спасения. Чтобы ещё более усовершить себя в подвижничестве, преподобный Павел, получив благословение Сергия, заключился в уединенной келье вне монастыря, из которой не выходил 15 лет. Но услышав о подвижнике, братия стала ходить к нему для посещения и духовных бесед. Оттого блаженный Павел и решился просить преподобного Сергия, чтобы он благословил его идти в пустыню и совершенно удалиться от людей. Преподобный Сергий отпустил его, всецело уверенный в чистоте и святости его побуждений, и дал ему в благословение медный крест.

Павел долго странствовал, много обошёл мест и пустынь, жил некоторое время в Галичской великой пустыне. После этого он перешёл на Городец в Покровский монастырь, а затем устремился на Север. Достигнув непроходимого Комельского леса, занимавшего огромное пространство, Павел увидел на берегу реки Грязевицы большое дупло устаревшей липы и, поселившись в нём, три года вёл жизнь самую суровую.

Затем семидесятилетний старец вдруг оставил своё гнездо и перешёл на реку Нурму, на правый её берег. Во время своих многократных и продолжительных странствий он много повидал подобных мест, но сердце его никогда при виде их не чувствовало той тихой и мирной радости, какой исполнено было ныне. Здесь он построил себе хижину, выкопал близ неё колодец и жизнь его опять потекла в подвигах поста, бдения и молитвы, сопровождаемой слезами умиления.

В жизни Павла имело место знакомство с великим подвижником Сергием Нуромским, после чего Павел избрал его своим духовником. После преставления преподобного Сергия Павел отправился в Москву к митрополиту Фотию, чтобы испросить у него благословение на устроение храма и обители.

Когда явился Павел, то старость, убогий вид, худая одежда и простота обращения не внушили большого доверия к нему со стороны первосвятителя, который к тому же был иностранец (грек) и не обладал вполне знанием русского языка. Фотий неблагосклонно принял просителя, гневно и с предубеждением говорил с ним и отпустил его неудовлетворенным. Но послушник не возражал, и только выходя из митрополичьих келий, объятый ревностью к святому делу, сказал в ответ: "Не так будет, как ты говоришь, владыка, а совершится так, как угодно Пресвятой Троице, избравшей меня, недостойного, орудием к прославлению Её святого имени".

Сказав то, старец удалился. В следующую ночь странное видение видел святитель и услышал голос: "Зачем ты оскорбил человека Божьего? Не знаешь ли, что оскорбляешь самого Христа, благоволившего, чтобы исполнилось то дело? Поспеши найти старца и исполни всё по его прошению, иначе много за то пострадаешь".

После того, как Фотий отыскал пустынника и попросил прощения за нанесенную обиду благословил его воздвигнуть храм Святой Троицы и устроить общежитие. После возвращения из Москвы преподобный Павел немедленно начал в пустыне святое дело строительства храма. Соорудив храм, устроив братские кельи, другие необходимые здания и службы, преподобный Павел ввёл в новоустроенной обители самый строгий порядок и общежительный устав.

Достигнув глубокой старости, Павел не ослабевал духом, с любовью и благодарностью к Богу переносил старческие недуги. В 112 лет он всё ещё был светел и бодр.

Кончина его случилась 10 января 1429 года. С надгробным пением, со слезами и с великим благоговением братия понесли его тело на своих головах через пустынные воды Нурмы в церковь и погребли среди своей обители близ храма Живоначальной Троицы.

В январе 1538 года казанские татары полностью разграбили монастырь, лишив жизни многих из его братии. В 1546 году игумену Протасию пришло на мысль поставить над гробом преподобного Павла каменную церковь во имя его и его учителя преподобного Сергия Радонежского, так как от гроба старца происходило много чудес и исцелений, очевидцем которых был Протасий.

Преподобные Авксентий и Онуфрий Перцевские

Постриженные и первоначально подвизавшиеся в 1499г., основали в 35 км от Вологды пустынь с церковью во имя св. Трицы, в которой подвизались до своей кончины, терпя нужды и лишения. До наших дней не дошли никакие подробности их подвигов, кроме того, что ближайшие потомки начали почитать их память, как святых угодников. Их имена были внесены во все древние святцы.

Преподобный Арсений Комельский, Вологодский

Родился в Москве, происходил из дворянского рода Сахарусовых. В молодости принял иноческий постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Занимался переписыванием книг. В 1525-1527гг. св. Арсений был игуменом Троице-Сергиевой Лавры. В этом сане он не изменил своей любви к посту и нищете: носил ветхую одежду, служил всем и трудился более всех. В 1527г., стремясь к подвигу безмолвия, преподобный тайно оставил монастырь. В Комельских лесах, расположенных в 50 верстах от Вологды, прп. Арсений сделал большой деревянный крест и с этим крестом на плечах отправился искать место будущей обители. Проходя болотистое место по трясине, святой упал под тяжестью креста. Небесный луч, озаривший в ту же минуту подвижника, заставил его остановиться на этом месте. Он водрузил крест и поставил первую келью. В 1530г. великий князь Василий выдал ему грамоту на землю на р. Кохтыше. Со своим учеником Герасимом преподобный расчистил часть леса, где через некоторое время построил храм и основал монастырь.

Преподобный Геннадий, в миру Григорий

Родился в г. Могилёве в богатой семье. Рано проявившаяся в нём любовь к храму, частое посещение монастырей вызывали недовольство родителей. Однако Григорий твёрдо решил посвятить себя Богу. Судьбу будущего подвижника решила встреча с прп. Александром Свирским. По его благословению, Григорий направился в вологодские леса к прп. Корнилию Комельскому и принял от него пострижение с именем Геннадий. Вместе со св. Корнилием Геннадий перешёл в костромские леса. Здесь, на берегу Сурского озера около 1529г., возникает обитель Преображения Господня, названная впоследствии Геннадьевым монастырём. Став игуменом, прп. Геннадий не ослаблял монашеских подвигов, вместе с братией выходил на монастырские работы: рубил лес, носил дрова, делал свечи и пёк просфоры. Любимым занятием преподобного было писание икон, которыми он украшал свою новую обитель. Он постоянно носил на себе тяжёлые вериги.

За свою святую жизнь прп. Геннадий получил от Господа дар прозорливости и чудотворения. Преподобный призывал: "Стремитесь к свету, а тьму оставляйте".

Скончался прп. Геннадий 23 января 1565г., а 19 августа 1646г. совершилось его церковное прославление.

Преподобный Кассиан Комельский, Вологодский

Был одним из первых и лучших учеников прп. Корнилия Комельского. Управлял Комельским монастырём во время ухода прп. Корнилия на Сурское озеро. Избранный братией игуменом с благословения и согласия преподобного Корнилия, он старался во всём подражать своему учителю и строго соблюдал его устав. Следуя его указаниям, прп. Кассиан наставлял иноков "со страхом Божиим пребывать в молитве, заботиться о внутреннем делании и отгонять от себя все земные помыслы, трезвиться мыслью, бодрствовать душой и сокрушаться сердцем" (устав "О церковном благочинии и соборной молитве", гл.1).

По возвращении прп. Корнилия в обитель св. Кассиан с радостью встретил своего учителя, отказался от игуменства, желая по-прежнему оставаться в послушании своему старцу. Преподобный Кассиан преставился в 1537г., опередив своего учителя и ранее его, окончив свой подвиг.

Преподобный Лаврентий Комельский

Ученик и достойный преемник прп. Корнилия Комельского. Подвизаясь в трудах, посте и молитвах, Лаврентий, по указанию прп. Корнилия, был поставлен во игумена монастыря. Около года Лаврентий пользовался в управлении монастырём советами и наставлениями старца. При нашествии татар, по совету старца, он удалился с братией в леса, и когда опасность миновала, вернулся на прежнее место.

После смерти своего наставника прп. Лаврентий управлял монастырём десять лет, заботясь о его благоустройстве, и среди настоятельных трудов не оставлял своего любимого занятия - переписки книг. После многих трудов и подвигов скончался прп. Лаврентий 16 мая 1548г.

Преподобный Симон Сойгинский

Родился в Сольвычегодске в семье Никиты Тентюкова. Рано почувствовал в себе отвращение от мирской жизни и, оставив родительский дом, пришёл в монастырь к Корнилию Комелскому, где был пострижен в монахи. Симон полностью посвятил себя подвигам поста и молитвы, стараясь во всём подражать своему великому наставнику.

Весной 1537г. после кончины прп. Корнилия прп. Симон покинул обитель и вместе с подвижником прп. Логгином направился к своей родине. При устье р. Коряжмы они устроили келью и часовню. Пожив с Логгином некоторое время, прп. Симон пошёл вверх по р. Вычегде, где в устье р. Сойги он поставил себе малую келью, а затем построил церковь Преображения Господня, освящённую в 1541г. 20лет пр. Симон подвизался в своей обители и скончался в 1562г. Мощи его почивают под спудом в церкви св. великомученицы Екатерины, построенной в память его преставления. Это одна из трёх каменных церквей, оставшихся от его обители, упразднённой в 1791г.

В древних рукописных святцах семнадцатого века прп. Симон Сойгинский именуется новым чудотворцем.

Преподобный Стефан Комельский
(Озёрский)

religiya6.jpg Родом из Вологды, сын благочестивых и знатных родителей. Отец постарался дать сыну хорошее воспитание и образование. Но завидная и желанная для других придворная жизнь была не по душе юному избраннику бога. Его сердце стремилось к тишине и уединению. Стефан оставил родных и друзей и принял постриг в Глушицком монастыре.

Для большего усовершенствования в духовной жизни Стефан с благословения настоятеля посетил многие северные монастыри, потом удалился на пустынные берега Комельского озера, где поставил келью и соорудил небольшую часовню для двух икон, принесённых из Тихвинского монастыря.

Три года подвизался святой в совершенном одиночестве, терпя всевозможные лишения, и Господь утешил подвижника явлением Пресвятой Богородицы и святителя Николая.

Со временем вокруг преподобного собралась небольшая братия, и он по их просьбе отправился в Москву, где был рукоположен в иеромонаха и получил благословение на строительство храма. В 1534г. храм был освящён в честь святителя Николая.

Скончался старец в 1542г. Святость прп. Стефана была засвидетельствована многими исцелениями и чудесами.

Святитель Игнатий Брянчанинов
(1807-1867 гг.)

religiya7.jpg Один из самых почитаемых деятелей русской православной церкви.

Дмитрий Александрович Брянчанинов /мирское имя/ - представитель знатного и именитого дворянского рода, родился и провел детские годы в селе Покровском Грязовецкого уезда, в родовом имении Брянчаниновых.

С детских лет проявил разнообразные способности, был одаренной личностью как поэт, музыкант, живописец. По воле отца обучался в С-Петербургском главном военно-инженерном училище, где, как одаренный воспитанник, имел попечительство будущего императора Николая I.

Несмотря на предрекаемую блестящую светскую карьеру, вопреки воле родителей и света душа Дмитрия была настроена всегда на монашескую жизнь.

В 1831 г. принял монашеский постриг. Был настоятелем ряда монастырей, неизменно приводя их в образцовое состояние, сам являясь примером инокам в терпении и смирении, будучи аскетом в полном значении этого слова.

После 24-летних трудов служения в Троице-Сергиевой пустыни оставил не только цветущую обитель, но и целую плеяду учеников - истинных монахов, 16 из которых стали настоятелями монастырей.

В 1857 г. архимандрид Игнатий был наречен святейшим Синодом епископом кавказским и черноморским.

До сих пор не теряют своей актуальности и современности духовные творения святителя Игнатия, в частности, его "аскетические опыты", способные дать ответы на многие вопросы тем, кто желает спасения своей души.

Сергий Нуромский, Обнорский, Вологодский,
ученик преподобного Сергия Радонежского, преподобный

religiya8.jpg Когда слава великого духовного светила преподобного Сергия Радонежского распространилась по всей Руси, пришёл к нему некто Сергий - постриженик святой горы Афонской. Откуда был этот инок Сергий, и что побудило его оставить место своего пострижения, всегда славившееся своим строгим исполнением уставов монастырских неизвестно. Преподобный принял странника как искреннего друга и брата.

Оставив через некоторое время Радонежскую пустыню, Сергий направил путь свой к северу, достиг Вологодских пределов и остановился на берегу реки Нурмы на горе в дремучем лесу. Затем, Сергий водрузил на горе крест, построил малую часовню для молитвы и келью для жительства.

Тесен и не прискорбен был избранный им путь, но он с радостью шёл по нему, терпеливо перенося все пустынные скорби и лишения, утешаясь тем, что неведомо от людей может служить единому Богу. Но со временем молва об отшельнике стала распространяться по окрестностям, и к нему начали приходить различные люди, в том числе и иноки, привлечённые из других монастырей славой о его подвижнической жизни. Старец с любовью принимал всех, приходивших к нему, и они, построив для себя кущи из древесных ветвей, селились около его кельи. Вскоре был построен небольшой деревянный храм в честь происхождения древ Святого Креста, кельи для братии и другие необходимые для общежития службы.

В то же время он узнал, что другой великий подвижник Павел, живший до этого в древесном дупле, в глубине обширной Комельской пустыни, поселился на берегах Нурмы, верстах в четырёх от его обители. Преподобный Сергий пожелал увидеться с ним. Чудное зрелище представилось ему, когда он в первый раз пришел посетить Павла. Пустынник стоял возле своей кельи, а стаи птиц вились около него, иные сидели у него на голове и на плечах. Он кормил их из своих рук; тут же стоял медведь, ожидая себе пищи от пустынника. Лисицы, зайцы и другие животные бегали вокруг, не опасаясь сильнейших и не нападая друг на друга, но смиренно ожидая своей очереди. Тварь ещё не забыла своего первоначального назначения и охотно повиновалась человеку, когда видела, что он достоин того и верен Творцу!

Как братья одного великого наставника встретились великие подвижники, взаимно приветствовали друг друга. С этой встречи они на всю жизнь стали друзьями и собеседниками, не делая ничего без взаимного совета.

Преподобный Сергий, уроженец благословенного юга и афинский послушник, после дальних странствий много лет проводит в глухих лесах сурового и негостеприимного севера в посте и непрестанных молитвах, наконец, достиг глубокой старости и впал в продолжительную и тяжкую болезнь. Павел, узнав об этом, пришёл в последний раз посетить друга. Горестна для него была разлука со старцем, обливаясь слезами, он целовал охладевшие руки умирающего, прося себе прощения и благословения.

Преподобный Сергий отдал Богу чистую свою душу 7 октября 1412 года. В древнем рукописном житии преподобного записано 104 чуда, совершившихся при его гробе. Последнее из них относится к 1653 году. Особенно много получало исцеления у гроба преподобного Сергия из бесноватых и умоисступлённых.

Житие преподобного Сергия написано в 1584 году при Иване IV, митрополите Данииле и епископе Вологодском и Велико-пермском Варлааме. Составителем его был Иона, игумен Глушицкого монастыря, писавший житие по запискам Протасия, игумена Павло-Обнорского монастыря. В грамоте Фёдора Ивановича в 1585 году преподобный Сергий назван новоявленным чудотворцем.


 
Грязовец
 rf_21.jpg     budushhee_rossii.png     Dostupnaya_sreda.jpg   corona.jpg        баннер3 на сайт.jpg  
2211t.jpg
       banner_msp_500.jpg  
   Перепись2020.png      ban_FG.jpg      Originalpsn_0-770x439_c.jpg     
     untitled.JPG       gosuslugi.ru - ЕПГУ.JPG    Logo-posle-kobrendinga-300x89.png        ПКВО.jpg      Новое изображение.JPG  
  Рисунок1.png     gilie.gif              Рисунок2.png 
     банер ГТО.jpeg  
   
баннер ФКРМД.jpg         synergy_211x68_Gryazovets.png    
     Работа в России 1.jpg   Баннер_портал(35464673v1).png 
  banner_mini_2_2.png        _2017 May_SITE_BANNERS_MOBAIL_html5_728x90.png       vk_opfr35_4.png  
 Карта Забота лиц.сторона2.jpg        душа.png     
  
 
 120-67.gif  
баннер сайта.png  

      банер.png   

   246 х 97 пикселей.png
 
 Баннер ТИЦ.jpg 
       Баннер ИР 2020.jpg  
 msp-logo-jpg.jpg    Logo_Portal_MSP.jpg   banner75.png     agrokoop.png     ruferma.png    банер.jpg      
Приложение_Логотип для баннера.png
   ЗемСертификат.png    ВологодскийГектар.png   7LC_EVzgPmo.jpg