← Полная версия
Монаков Константин Иванович

Родился 23 октября 1853 года в деревне Бобрецово Семенцевской волости Грязовецкого уезда.

Бобрецово – родовое имение Ивана Алексеевича Монакова, отца Константина. Иван Алексеевич занимал различные должности государственной службы, работал в Министерстве просвещения и до отставки некоторое время жил в Санкт-Петербурге. Это был высокообразованный человек, увлекавшийся историей, философией, литературой, языками и имевший разносторонние интересы.

Счастливая семейная жизнь Монаковых была недолгой. Когда Константину было 4 года, мать скончалась от туберкулеза. Иван Алексеевич вскоре отправился за границу, а затем вновь поступил на государственную службу. Воспитанием детей занимались родственники и иностранные гувернеры. Недолгое время семья жила в Вологде, Ярославле, Москве и Санкт-Петербурге.

В 1863 году отец, увлекавшийся либерально-демократическими идеями, принимает решение покинуть Россию. В течение трех лет семья, состоявшая из отца, сыновей Константина и Алексея и дочери Маши, жила в Дрездене, а после начала войны между Австрией и Пруссией переехала в Цюрих (1866 г.).

Константин учится в гимназии, после окончания которой в 1872 году поступает на медицинский факультет Цюрихского университета. Во время учебы в университете Монаков проходит практику у известных неврологов и психиатров в клиниках Швейцарии и Германии. Практическая и экспериментальная работа становится для него самым важным направлением деятельности.

В этом здании на Ноймаркт, 4 с 1887 по 1913 год располагалась первая неврологическая поликлиника Монакова. Спустя некоторое время после окончания университета в 1877 году Монаков начинает работу в качестве ассистента в психиатрической клинике Санкт-Пирминсберг в Пфеферсе. Именно здесь он делает свои первые важные открытия, связанные с локализацией зрительных нервов и центров и их изучением. Опираясь на нейронный принцип Вальдайера и Фореля, Монаков анатомически доказал правильность предположения Г.Мунка о наличии центра зрения в затылочной доле мозга. В этот период времени он делает ряд других важных открытий, касающихся локализации восходящих и нисходящих путей, в частности пирамидного пути и задних канатиков спинного мозга, акустических путей (Striae acusticae Monakowii) и латеральной петли, занимается изучением функции руброспинального пучка (пучок Монакова).

Статьи Монакова начинают публиковаться в научных журналах. К молодому ученому приходит известность.

В 1885 году он возвращается в Цюрих, где открывает частную практику и одновременно начинает преподавать в Институте патологии. С 1886 года Монаков арендует в институте небольшое помещение для своей лаборатории. Именно этот год Монаков и его ученики считали датой основания Института нейроанатомии.

В 1887 году Монаков открывает первую в Швейцарии неврологическую поликлинику.

В 1889 году Монаков заканчивает работу по составлению карты оптических путей, которую Карл Вернике называет "выдающимся достижением нейроанатомии" того времени.

Он продолжает совмещать научную и преподавательскую деятельность с врачебной практикой, чтобы иметь возможность продолжать свои исследования. Финансовое положение поликлиники и лаборатории было довольно сложным. Вместе с тем, к тому времени молодые ученые со всей Европы приезжают в Цюрих, чтобы получить возможность заниматься научными исследованиями под руководством Монакова.

В 1894 году Монакова приглашают на должность заведующего кафедрой психиатрии в австрийский Инсбрук. Правительство кантона предпринимает попытки удержать ученого в Цюрихе. Монакову присваивают звание освобожденного профессора нейроанатомии, а его частные неврологическая клиника и лаборатория получают частичное государственное финансирование. При этом он продолжает возглавлять оба заведения. К тому времени Монакову удается собрать вокруг себя профессиональный коллектив единомышленников.

Результатом плодотворной работы группы ученых под руководством Монакова стало издание "Нейропатология" ("Gehirnpathologie"), опубликованное впервые в 1897 году. Позднее этот объемный труд, в основание которого легли результаты многочисленных экспериментов, анатомических, патологоанатомических и клинических исследований дополнялся и переиздавался.

Этот период времени был для ученого и его учеников очень плодотворным. Регулярно собиравшийся так называемый "Монаковский кружок" впоследствии становится Обществом психиатров и неврологов, на заседаниях которого выступали ведущие европейские ученые того времени.

В 1904 году Монаков избирается членом Международной комиссии неврологических исследований, одной из задач которой являлось создание сети исследовательских центров. На заседании Международной комиссии неврологических исследований в Лондоне Институт нейроанатомии Монакова был признан центральным межакадемическим исследовательским центром. До этого момента Монаков финансировал большую часть своих исследований за счет собственных средств. Теперь институт Монакова получает статус государственного института при университете города Цюриха (1910). В знак благодарности Монаков передает в дар кантону Цюрих всю коллекцию своих научных исследований.

Константин Монаков инициирует создание Швейцарского неврологического общества, становится его первым президентом.

В Институте нейроанатомии Монакова в то время работают молодые, но уже очень известные ученые из Швейцарии, Германии, Голландии, Польши, России и Японии. Для примера, в 1906 году в его институте одновременно трудились пять профессоров из различных университетов США.

В этот период времени в Германии начинают регулярно выходить научные публикации Монакова под общим названием "Исследования Института нейроанатомии в Цюрихе".

В 1914 году в Висбадене выходит второй монументальный труд Монакова "Локализация в головном мозге и выпадение функции вследствие возникновения кортикальных очагов поражения" ("Die Lokalisation im Grosshirn und der Abbau der Funktion durch kortikale Herde"). Именно Монаков ввел понятие диасхиза (diaschisis; греч. раскалывание, разделение; син. феномен Монакова) – временное выпадение функций нейронов, возникающее при внезапном прекращении поступления к ним возбуждающих импульсов из-за повреждения определенных участков мозга. Большое внимание в данной работе Монаков уделяет детальному изучению функций зоны Брока, различным случаям афазии.

Позднее в 1917 году Монаков основал новый печатный орган под названием "Швейцарский архив неврологии и психиатрии", финансирование которого берет на себя Швейцарское общество психиатров.

События, связанные с Первой мировой войной и ее последствиями, стали для ученого настоящим потрясением. Монаков прерывает работу над третьим изданием "Нейропатологии". В какой-то момент он полностью отходит от активной исследовательской работы и уезжает в деревню. Его занимают вопросы истории, этики, психологии, политики и философии. Ученики Монакова замечают, что органические поражения, приводящие к афазии, апраксии и агнозии, изучением которых он активно занимался последние годы, и вообще нейроанатомические и неврологические проблемы, не являются более приоритетами его исследований.

Монаков и ранее признавал большую роль психиатрии в вопросах изучения деятельности мозга, но этими вопросами больше занимались его ассистенты. "Мировой невротический кризис" стал причиной того, что Монаков, к тому времени всемирно известный нейроанатом и невролог, все больше начинает заниматься проблемами биологической психологии и психопатологии.

В своих трудах "Чувства, нравственность и мозг" ("Gefuhl, Gesittung und Gehirn") 1916 года, "Психиатрия и биология" ("Psychiatrie und Biologie") 1919 года, "Шизофрения и хориоидальные сплетения" ("Schizophrenie und Plexus chorioidei") 1919 года, "Попытка создания биологии инстинктов" ("Versuch einer Biologie der Instinktwelt") 1922 года Монаков обращается к понятию "Horme" (греч. – импульс, мобилизация), под которым понимает побуждение, источник и основу инстинктов. Рассматривая присущий живым существам инстинкт к совершенствованию, установлению связей с другими существами, окружающим миром и вселенной, что объясняет причину религиозности человека, Монаков пишет о движущей силе отдельного индивида и всего мира, их взаимосвязи. Он ищет связующее между физическим и психическим, основываясь на своих глубоких знаниях в области биологии и эволюции человека и природы. При этом ему приходится углубляться в изучение висцеральной нервной и эндокринной систем, их функционирования и взаимосвязи.

В период с 1919 по 1922 год Монаков вместе со своими учениками Китабаяши и де Альенде-Наварро очень интенсивно занимается изучением функций хориоидеи.

4 ноября 1923 года ученая общественность торжественно отмечает 70-летие ученого. Представители государственных органов просят Монакова несмотря на достижение им предельного пенсионного возраста продолжать руководить Институтом нейроанатомии в должности экстраординарного профессора. Спустя 4 года Монаков заканчивает свою деятельность в качестве руководителя института по состоянию здоровья.

Однако он продолжает свою научную работу. В двадцатые годы выходит ряд его статей, посвященных различным проблемам биологической психологии и развитию так называемой "биологической" совести, которая включает в себя такие категории, как солидарность, сотрудничество, стремление к свободе, потребность в поиске: "Чувство и язык" ("Gefuhl und Sprache") 1922 г., "Основы биологической психиатрии" ("Grundlagen der biologischen Psychiatrie") 1925 г., "Syneidesis или биологическая совесть" ("Syneidesis oder das biologische Gewissen") 1927 г., "Право, преступление и вменяемость с точки зрения биологии" ("Recht, Verbrechen und Zurechnungsfahigkeit in biologischer Beleuchtung") 1928 г., "Правда, ошибка и ложь" ("Wahrheit, Irrtum und Luge") 1930 г., "Религия и нервная система" ("Religion und Nervensystem") 1930 г.

Самым значительным произведением последних лет жизни ученого стала работа "Биологическое введение в очерк по неврологии и психопатологии" ("Introduction biologique a l'etude de la neurology et de la psycho-pathologie") 1928 года, подготовленная совместно с его учеником Раулем Мургом. В этой работе Монаков рассматривает биологическое развитие как творческий процесс, в ходе которого происходят качественные изменения. Эволюционный процесс на определенной стадии начинает все больше затрагивать понятия ценностей. По мнению авторов, использование понятия ценности в биологии оправдано и необходимо. Отдельно взятые науки: эмбриологию, анатомию, физиологию, психологию, социологию, этику и религиозную философию Монаков считает искусственно разделенными сферами нейробиологии. Одним из центральных понятий данной работы является "syneidesis" (греч. – совесть), биологическая совесть или принцип авторегуляции функций.

До конца жизни Монаков продолжал активную научную деятельность. Как отмечал один из его учеников М.Минковски, Первая мировая война и тяжелые в моральном и материальном плане послевоенные годы не явились препятствием для продолжения исследований. Они даже скорее послужили толчком к тому, что ученому удалось проявить свой талант в смежных отраслях знаний самым плодотворным образом.

Константин Монаков обладал настоящим педагогическим талантом. Его ученики относились к нему с большой любовью. Монаков умел направить их, оказать поддержку, радоваться успеху вместе с ними и открывать в их успехах новые идеи и возможности. Впоследствии многие из них стали учеными мирового уровня.

В 1909 году Монаков становится почетным доктором медицинского факультета Женевского университета. Он также являлся почетным членом и членом-корреспондентом шестнадцати зарубежных научных обществ (в Вене, Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Риме, Амстердаме, Киеве, Ленинграде), был почетным членом Швейцарского общества психиатров, почетным президентом Швейцарского неврологического общества.

Оставляя пост директора института, Константин Иванович Монаков указывал, что науку нельзя отделять от практики, и подчеркивал, что его Институт нейроанатомии и неврологическая клиника должны оставаться единым научно-медицинским центром. Несмотря на свое положение и всю свою занятость Монаков оставался и для своих пациентов внимательным врачом, не прекращавшим практиковать до конца своих дней.

Константин Иванович умер 19 октября 1930 года. В свои последние дни он работал над очерком о системе человеческих ценностей. Символом всей плодотворной жизни ученого стали его последние слова "Позитивная деятельность", которыми он назвал новую главу своего очерка.

22 октября 1930 года в Цюрихе на кладбище Энценбюль состоялись похороны выдающегося ученого. По его завещанию могилу покрывал скромный венок из полевых цветов.

В 1994 году в Неврологической клинике при университете города Цюриха была открыта постоянная экспозиция, посвященная столетнему юбилею цюрихской школы неврологии и ее основателю Монакову.

В том же году основанный Монаковым специализированный журнал "Швейцарский архив неврологии и психиатрии" публикует ряд номеров, посвященных истории швейцарской неврологии, вкладу Монакова в ее становление и развитие.

В Неврологической клинике при университете города Цюриха есть лекционный зал Монакова, где проводятся лекции, семинары и научные конференции.

В 2006 году в Институте истории медицины в Цюрихе была завершена работа с документами из письменного наследия ученого.

В 2008 году отмечалось столетие Швейцарского неврологического общества, одним из основателей и первым президентом которого был Константин Иванович. К юбилею "Швейцарским архивом неврологии и психиатрии" было подготовлено специальное издание, отдельная глава которого посвящается вкладу нашего земляка в развитие швейцарской научной школы и в целом мировой науки.